Вся Россия 8 800 234 35 75

Екатеринбург 8 800 234 35 75

Главная / Новости / Разъяснения для ДОУ по ФГОС

Разъяснения для ДОУ по ФГОС

22 Мая 2017

Письмо  Рособрнадзора от 07.02.2014 N 01-52-22/05-382 «О недопустимости требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО»

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПИСЬМО

от 7 февраля 2014 г. N 01-52-22/05-382

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в соответствии с установленной компетенцией и письмом Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Департамент) от 10 января 2014 г. N 08-5 информирует.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон) с 1 сентября 2013 г. дошкольное образование является уровнем общего образования.

С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г., регистрационный N 30384) (далее - ФГОС ДО).

В то же время, учитывая положения статей 92 и 93 Закона, федеральный государственный контроль качества образования в отношении образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, в рамках осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования не проводится.

Вместе с тем контроль за соблюдением требований, установленных ФГОС ДО, организациями, осуществляющими обучение по образовательным программам дошкольного образования, осуществляется при проведении федерального государственного надзора в сфере образования в части соблюдения обязательных требований, установленных законодательством в сфере образования, в том числе статьей 12 и частью 3 статьи 18 Закона, а также приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155.

В соответствии с частями 6910 статьи 12 Закона образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с ФГОС ДО и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе ФГОС ДО. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

Согласно позиции, высказанной Департаментом, примерные основные образовательные программы дошкольного образования являются учебно-методической документацией, которая позволяет организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам дошкольного образования, использовать прошедшую экспертизу модель для эффективной организации образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Департамент сообщает, что в течение трех месяцев после утверждения проекта приказа Минобрнауки России, устанавливающего порядок разработки примерных основных общеобразовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных общеобразовательных программ, экспертизу пройдут не менее двух примерных основных образовательных программ дошкольного образования.

Учитывая, что Законом устанавливается переходный период до 1 января 2016 года, в течение которого образовательными организациями должны быть приведены наименования и уставы образовательных учреждений (часть 5 статьи 108) в соответствие с требованиями федерального законодательства в сфере образования, Департамент и Рособрнадзор обращают внимание на недопустимость требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения своих уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО в условиях незавершенного цикла проведения экспертизы и формирования реестра примерных основных образовательных программ, которые призваны создать методическую базу полноценного внедрения ФГОС в системе дошкольного образования.

А.А.МУЗАЕВ



http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158815/
© КонсультантПлюс, 1992-2014

 

От 2013 г.:

 

Вопрос 1. Каковы ключевые особенности ФГОС?

Ответ.

Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый для отечественной школы документ.

Если варианты аналогичных документов предыдущих поколений являлись прежде всего стандартами содержания образования, то ФГОС нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни.

Изменилась структура стандарта. ФГОС представляет собой совокупность требований:

1) к структуре основной образовательной программы;

2) к условиям реализации основной образовательной программы;

3) к результатам освоения основной образовательной программы.

Изменилась не только структура, но и методология стандарта.

Во ФГОС последовательно реализуется системно-деятельностный подход.

Системообразующей составляющей стандарта стали требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные и операционализированные цели образования. Изменилось представление об образовательных результатах – стандарт ориентируется не только на предметные как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты.

Результаты образования представлены в ФГОС и материалах, обеспечивающих его введение, с разной степенью детализации. В разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования», который ориентирован в основном на широкую общественность, родителей, законодателей, результаты представляются в общем виде как определенная конкретизация целей образования. Планируемые результаты, входящие как раздел в структуру основной образовательной программы и предназначенные для учителей, разработчиков программ учебных предметов, ЕГЭ, авторов учебников, предполагают большую детализацию и конкретность, а для ступени среднего (полного) общего образования также уровневую дифференциацию.

Изменились методологические основы системы оценки достижения требований стандарта к результатам образования – критериальной основой оценки становятся результаты деятельности по реализации и освоению основной образовательной программы не только на уровне обучающихся, но и на уровне педагогов и образовательных учреждений.

В требованиях к структуре основная образовательная программа общего образования впервые рассматривается как целостный документ, задаются её структурные компоненты и определяются требования к каждому из них. Спецификатребований к структуре состоит в том, что в стандарте зафиксировано наличие обязательной и формируемой участниками частей образовательного процесса и их соотношение, в том, что определены разделы основной образовательной программы (содержательно и количественно) и, наконец, в том, что задается интеграция учебной и внеурочной деятельности.

Впервые в структуре ФГОС задаются требования к условиям осуществления образования, дифференцированным по видам ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических, информационных, учебно-методических).

Соблюдение требований к условиям реализации основной образовательной программы общего образования должно обеспечивать создание комфортной для обучающихся и педагогических работников образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья школьников; высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.

 

Вопрос 2. Каков статус и формат примерной основной образовательной программы? Является ли базисный учебный план в рамках ФГОС нормативным документом

Ответ.

На федеральном уровне с участием субъектов Российской Федерациина основе ФГОС разрабатывается и публикуется на официальном сайте Министерства образования и науки России примерная основная образовательная программа начального общего образования, содержащая в своей структуре наряду с другими компонентами базисный учебный план (ст. 14 Закона Российской Федерации «Об образовании»).

Формат примерной основной образовательной программы начального общего образования представляет собой модель основной образовательной программы образовательного учреждения.

Учебный план образовательного учреждения как раздел основной образовательной программы школы разрабатывается на основе базисного учебного плана, входящего в структуру примерной основной образовательной программы. Утверждение основной образовательной программы образовательного учреждения, а значит, и учебного плана осуществляется в соответствии с уставом образовательного учреждения.

 

Вопрос 3. Как взаимосвязаны такие документы как ФГОС, примерная основная образовательная программа общего образования, основная образовательная программа, образовательная программа школы и к чьей компетенции относится их разработка?

Ответ.

Стандарт является нормативным правовым актом, разрабатываемым и утверждаемым в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов закреплены постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 142. Стандарт утверждается и вводится в действие Министерством образования и науки Российской Федерации (п.п. «в» п. 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов).

Федеральный государственный образовательный стандарт является основой для разработки примерной основной образовательной программы.

Уполномоченные федеральные государственные органы обеспечивают разработку примерных основных образовательных программ с учётом их уровня и направленности (п. 5.1 ст. 14 Закона Российской Федерации «Об образовании»).

На основе примерной основной образовательной программы образовательное учреждение разрабатывает основную образовательную программу, причём разработка может осуществляться в соответствии с уровнями образования: основная образовательная программа начального общего образования, основная образовательная программа основного общего образования и основная образовательная программа среднего (полного) общего образования. Все эти программы, объединенные общим концептуальным подходом, согласованные с документами, определяющими развитие образовательной системы школы (программой развития, программой экспериментальной работы и другими инновационными проектами), а так же дополнительными образовательными программами, которые реализуются в образовательном учреждении, и составляют образовательную программу школы.

Таким образом, основная образовательная программа является нормативным документом образовательного учреждения, разработанным на основе примерной основной образовательной программы, который регламентирует особенности организационно-педагогических условий и содержание деятельности школы по реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

Утверждение образовательной программы образовательного учреждения осуществляется в соответствии с уставом образовательного учреждения.

 

Вопрос 4. Входят ли в структуру основной образовательной программы рабочие программы по отдельным учебным предметам? И если да, то к чьей компетенции относится разработка рабочих программ по предметам?

Ответ.

В соответствии с п. 6 ст. 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования включают учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы.

На основании требований ФГОС начального общего образования к структуре основной образовательной программы данная программа включает:

пояснительную записку;

планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

учебный план начального общего образования;

программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

программы отдельных учебных предметов, курсов;

программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

программу коррекционной работы[1];

систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программы отдельных учебных предметов, курсов в структуре основной образовательной программы школы есть не что иное, как рабочие программы по отдельным учебным предметам. Разрабатываются они на основе примерных программ учебных предметов, которые входят в структуру примерной основной образовательной программы.

Поскольку разработка основной образовательной программы школы относится к компетенции образовательного учреждения, то в компетенции школы находится и распределение полномочий по разработке отдельных структурных компонентов программы.

Авторские программы учебных предметов, разработанные на основе примерных программ, могут рассматриваться как рабочие программы. Вопрос о возможности их использования в структуре основной образовательной программы школы решается на уровне образовательного учреждения.

 

Вопрос 5. Возможен ли поэтапный (по ступеням общего образования) переход на ФГОС? Какой нормативный документ определяет сроки перехода на ФГОС?

Ответ.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования разрабатывается поэтапно по ступеням обучения: для ступени начального общего образования, ступени основного общего образования и ступени среднего (полного) общего образования.

В настоящее время разработан и утвержден ФГОС начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г. № 15785).

ФГОС основного общего образования и среднего (полного) общего образования будут разработаны до конца 2010 г.

В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» обязательное введение ФГОС (1 класс) во всех образовательных учреждениях Российской Федерации начинается с 2011/12 учебного года.

До 31 декабря 2010 г. прием на обучение в соответствии с ФГОС будет осуществляться по решению образовательного учреждения, т.е. обучение по ФГОС в 1 классах может быть начато уже в 2010/11 учебном году по мере готовности образовательных учреждений.

Обучение лиц, зачисленных до 31 декабря 2010 г, будет осуществляться до завершения их обучения в соответствии с государственными образовательными стандартами, утвержденными Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089.

Поэтому, если дети начали обучение 1 сентября 2010 г. по стандартам 2004 г, то 1 января 2011 г. они не должны переходить на обучение по ФГОС. Обучение по ФГОС они могут начать со следующей ступени общего образования.

Обязательным будет обучение по ФГОС:

на ступени основного общего образования с 2015/16 учебного года;

на ступени среднего (полного) общего образования с 2020/21 учебного года.

Переход на ФГОС может осуществляться и поэтапно, по ступеням общего образования после утверждения соответствующих стандартов и по мере готовности образовательных учреждений к введению ФГОС : в 5 классах начиная с 2012/13 учебного года, в 10 классах – с 2013/14 учебного года.

Это возможно в силу того, что стандарты разрабатываются по ступеням обучения, они фиксируют результаты, которые должны быть достигнуты на каждой ступени обучения, что обеспечивает деятельность школ ступеней. И завершив обучение на одной ступени общего образования по стандартам 2004 года, можно начать обучение на следующей ступени по ФГОС.

 

Вопрос 6. Как определить готово ли образовательное учреждение, к введению ФГОС?

Ответ.

В качестве критериев готовности образовательного учреждения к введению ФГОСследует рассматривать следующие:

разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения;

нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т. п.);

приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения;

определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования;

разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ;

определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей);

разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;

осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно, поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования);

обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

 

Вопрос 7. Будет ли разработано учебно-методическое обеспечение ФГОС?

Ответ.

Сейчас разработана примерная основная образовательная программа начального общего образования и материалы, конкретизирующие ее реализацию и обеспечивающие разработку образовательных программ школы, а также материалы инструментально-технологического сопровождения: инструментарий по оценке достижения результатов освоения основной образовательной программы, методические рекомендации по разработке универсальных учебных действий, тематическое планирование по учебным предметам с примерными перечнями видов деятельности обучающихся, программы внеурочной деятельности и др.

Примерная основная образовательная программа начального общего образования размещена на официальном сайте Минобрнауки России www.mon.gov.ru. Разработаны и утверждены федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (приказ Минобрнауки России от 23 июня 2010 г. № 697).

Ведется работа по формированию федерального перечня учебников под ФГОС.

Разрабатываются модели введения ФГОС, критерии и показатели готовности региональных образовательных систем к введению ФГОС, модели мониторинга введения и реализации ФГОС.

 

Вопрос 8. Предполагает ли ФГОС разработку новых учебников? Можно ли использовать старые учебники при обучении по ФГОС?

Ответ.

Введение ФГОС влечет за собой утверждение нового перечня учебников, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС после проведения соответствующей экспертизы.

Правила экспертизы учебников остаются прежними; чтобы попасть в федеральные перечни, они должны соответствовать ФГОС, современным научным представлениям, возрастным и психологическим особенностям учеников. Однако, поскольку ФГОС не определяет непосредственно содержание образования, усложняется предмет экспертизы: учебник должен работать на достижение учеником результатов, требования к которым заданы стандартом.

В настоящее время разработано Положение о порядке проведения экспертизы учебников (приказ Минобрнауки России от 23 апреля 2010 г. № 428, зарегистрирован Минюстом России 23 июня 2010 г., регистрационный № 17623)

В переходный период на новые стандарты могут быть использованы любые учебно-методические комплекты, которые включены в федеральный перечень. При этом особое внимание должно быть уделено изменению методики преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование как предметных, так и метапредметных и личностных результатов.

 

Вопрос 9. Что будет с коррекционными классами (школами)?

Ответ.

В специальных коррекционных классах (школах) при реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты. В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы реализуется проект, предусматривающий разработку федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В то же время в утверждённом ФГОС начального общего образования определено, что он учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. В основной образовательной программе начального общего образования, которая должна быть разработана в образовательном учреждении на основе ФГОС можно заложить все специфические особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: увеличение сроков обучения; программу коррекционной работы; специальные пропедевтические разделы, направленные на подготовку обучающихся к освоению основной образовательной программы; особые материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования и др.

В настоящее время признано целесообразным включение положений, отражающих специфику получения образования обучающимися с ограниченными возможностями, в ФГОС общего образования. Данный подход согласуется с восприятием системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья как полноправной составляющей системы образования России в целом и приоритетным развитием различных форм интегрированного образования обучающихся этой категории.

 

Вопрос 10. Приведёт ли введение ФГОС к существенным изменениям условий труда работников образования? Как это повлияет на приём на работу (увольнение) работников образования?

Ответ.

При введении ФГОС существенно не меняются место работы, трудовая функция педагогического работника (в том числе его должность и вид поручаемой работы), условия оплаты труда, режим рабочего времени и времени отдыха, дата начала работы, характер работы. Это позволяет сделать вывод, что существенных изменений условий труда работников образования с введением ФГОС не произойдёт. Следовательно, не произойдёт и существенных изменений определённых сторонами условий трудового договора. Таким образом, введение ФГОС не повлияет на приём (увольнение) на работу сотрудников образовательного учреждения.

 

Вопрос 11. Что и как должно измениться в оборудовании рабочего места учителя в связи с введением ФГОС и в соответствии с какими документами?

Ответ.

Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупностьтребований, обязательных для исполнения при реализации основной образовательной программы, в том числе, включает в себя государственные требования к материально-техническим и иным условиям её реализации.

Стандарт предъявляет сущностно новые требования к материально-техническому и информационному оснащению образовательного процесса, связанные, в частности, с активным использованием участниками образовательного процесса информационно-коммуникационных технологий. Несоблюдение данных требований не обеспечит в полной мере реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы.

Это обязательно потребует изменений в оборудовании рабочего места учителя. На федеральном уровне завершается разработка федеральных требований к минимальной оснащенности учебного процесса и оборудованию учебных помещений.

 

Вопрос 12. Как финансово справиться с требованиями к условиям реализации основной образовательной программы?

Ответ.

Предполагается, что для того, чтобы обеспечить выполнение требований ФГОС в части условий реализации основной образовательной программы (далее – ООП), необходимо:

1. Разработать и закрепить региональным нормативным актом минимальные требования к оснащению общеобразовательных учреждений для реализации ООП.

2. Сделать экономический расчёт стоимости обеспечения этих требований по каждой позиции.

3. Провести оценку условий реализации ООП, имеющихся по факту в каждом ОУ.

4. Установить предмет закупок, количество и стоимость закупаемого оборудования и работ для обеспечения требований к условиям реализации ООП в соответствии с ФГОС в разрезе каждой школы.

5. Вычислить величину региональных затрат на обеспечение требований к условиям реализации ООП в соответствии с ФГОС с учетом программы развития сети ОУ в регионах в соответствии с основными экономическими параметрами сферы образования (величина неэффективных расходов, средняя наполняемость классов в городской и сельской школах, средняя региональная наполняемость старшей ступени школы, соотношение ФОТ педагогов и всех остальных работников, соотношение количества учителей и учащихся в среднем по региону).

6. Соотнести необходимые затраты с региональным графиком внедрения ФГОС (на 1, 2 и 3-й ступенях) и определить распределение освоения средств на обеспечение требований к условиям реализации ООП в соответствии с ФГОС ( по годам (всего n лет).

7. Рассчитать значение доли, на которую необходимо увеличить величину норматива в каждый из n лет, ориентируясь на цены текущего года.

8. Закрепить в региональном нормативном акте: план повышения величины норматива финансирования для обеспечения требований к условиям реализации ООП в соответствии с ФГОС; способ уточнения доли повышения норматива с учётом реальных цен.

9. Для обеспечения целевого расходования объёма средств норматива, направляемого для обеспечения требований к условиям реализации ООП в соответствии с ФГОС, региональным нормативным актом ежегодно фиксируется и уточняется значение доли учебных расходов в составе норматива.

 

Вопрос 13. Каковы механизмы, обеспечивающие реализацию воспитательной составляющей ФГОС?

Ответ.

Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС может быть интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности.

В качестве содержательных механизмов такой интеграции является реализация Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни как составных частей основной образовательной программы.

В качестве организационных механизмов такой интеграции могут быть:

разработка и осуществление совместных программ внеурочной деятельности в таких формах, как социальное проектирование, коллективные творческие дела, акции и др., направленных на решение воспитательных задач;

кооперация ресурсов и обмен ресурсами учреждений общего и дополнительного образования детей (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.);

предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.);

взаимообучение специалистов, обмен опытом;

совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.

В качестве финансовых механизмов интеграциимежду учреждениями общего и дополнительного образования детей может быть организация взаимодействия:

на договорной основе по проведению занятий в рамках кружков, секций, клубов и др. по различным направлениям внеурочной деятельности на базе школы (учреждения дополнительного образования);

за счётвыделения ставок педагогов дополнительного образования,которые обеспечивают реализацию общеобразовательными учреждениями широкого спектра программ внеурочной деятельности.

 

Вопрос 14. В чём особенности организации внеурочной деятельности? Можно ли ставить знак равенства между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей? Какова должна быть наполняемость групп при организации внеурочной деятельности?

Ответ.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

При организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях целесообразно использовать разнообразные формы организации деятельности обучающихся (экскурсии, кружковые и секционные занятия, клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.), которые отличны от организационных форм в урочной системе обучения, но не тождественны по целям, содержанию и формам организации дополнительного образования детей.

Вместе с тем необходимо учитывать опыт организации образовательного процесса сложившийся в системе дополнительного образования по развитию мотивации личности к познанию и творчеству младших школьников, соблюдать современные требования действующих нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

В соответствии со статьёй 32 образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса в рамках, не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации в области образования.

При организации… в образовательном учреждении наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек (пп. 2.3.1. п. 2.3. Постановления от 28 ноября 2002 г. № 44 «Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02 в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45, Изменения № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.12.2008 № 72)

При наличии необходимых условий и средств возможно деление классов на группы (Типовое положение об общеобразовательном учреждении (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.12.2002 № 919, от 01.02.2005 № 49, от 30.12.2005 № 854, от 20.07.2007 № 459, от 18.08.2008 № 617, от 10.03.2009 № 216).

Для использования возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций образовательному учреждению целесообразно заключать договор о реализации внеурочной деятельности младших школьников. При этом необходимо учитывать п. 1.6. раздела I "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03"(Постановление от 3 апреля 2003 г. № 27) о наполняемости групп.

Образовательное учреждение может реализовывать часы, отведенные на внеурочную деятельность и в каникулярное время в рамках деятельности лагерных смен.

 

Вопрос 15. Установлены ли минимальный и максимальный объемы внеурочной деятельности? Каков источник финансирования внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС?

Ответ.

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу. Время, отведенное на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часовза 4 года обучения. Образовательное учреждение самостоятельно определяет количество часов внеурочной деятельности, распределяет эти часы по годам обучения, по направлениям деятельности на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических , финансовых и других условий.

Механизм финансирования реализации внеурочной деятельности определяется Законом Российской Федерации «Об образовании»[2] в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

 

Вопрос 16. Как финансово справиться с обеспечением введения до 10 часов внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС к структуре ООП?

Ответ.

Вариант 1.

Предлагается при формировании величины норматива финансирования брать для расчёта средних удельных расходов только те учреждения, в которых эти требования ФГОС уже соблюдены.

Вариант 2.

Необходимо планомерно обеспечить увеличение величины норматива на обеспечение выплат заработной платы и обеспечения требований к условиям реализации до 10 часов внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС.

Для расчёта объёма средств на обеспечение требований к условиям реализации для каждого ребенка до 10 внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС можно воспользоваться рекомендациями, изложенными в ответе на вопрос 12.

Для расчёта объёма средств на обеспечение заработных плат педагогам, реализующим необходимый объем часов внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС, можно воспользоваться следующими рекомендациями по дополнению модельной методики НСОТ.

Часы внеурочной деятельности могут оплачиваться в соответствии с рассчитанной стоимостью педагогической услуги за аудиторные часы.

где: Двн = Стп*Ук*Ч,

Двн – доплата за внеурочную деятельность;

Стп – стоимость педагогической услуги;

Ук - количество учащихся в классе (группе);-

Ч – количество часов работы в месяц по направлениям, отведенным на внеурочную деятельность в соответствии с ФГОС (до 10 недельных часов).

Стоимость педагогической услуги (стоимость 1 ученико-часа) учителя по следующей формуле

CТП =    (ФОТ п(б) - НВ) *245

(а1*в1+а2*в2+...а11в11)365

Стп – стоимость педагогической услуги;

365 – количество дней в году;

245 – среднее расчетное количество дней в учебном году;

ФОТп(б) –базовая часть фонда оплаты труда педагогических работников;

НВ – сумма доплат за виды внеурочной деятельности;

а1, а2, … а11 – количество учащихся в 1-11 классах;

в1, в2, в3 … в11 – годовое количество часов по учебному плану в 1-11 кл.;

Дополнительный годовой фонд оплаты труда образовательного учреждения (далее – ОУ), за внеурочную деятельность в первых классах

где: ФОТвн(D) = (Стп*Ук*10ч.*33уч.н.)*365к.дн./245раб.дн.

ФОТвн(D) – дополнительный годовой фонд оплаты труда ОУ учителей, направляемый на оплату внеурочной деятельности в первых классах;

Стп – стоимость педагогической услуги;

Ук - количество учащихся 1-х классов;

10ч. – количество часов работы в неделю по направлениям, отведенным на внеурочную деятельность в соответствии с ФГОС;

33уч.н. – количество учебных недель в учебном году в 1 классах в соответствии с базисным учебным планом

365 – количество дней в году;

245 – среднее расчетное количество дней в учебном году;

ФОТо = ФОТп + ФОТпр,

где:

ФОТо – фонд оплаты труда ОУ;

ФОТп – фонд оплаты труда учителей, осуществляющих учебный процесс;

ФОТпр – фонд оплаты труда прочего персонала, не связанного с учебным процессом.

ФОТп = ФОТп(б) + ФОТп(с) + КВ,

70% 25% 5%

где:

ФОТп – фонд оплаты труда учителей;

ФОТп(б) – базовая часть ФОТп;

ФОТп(с) – стимулирующая часть ФОТп.

КВ – выплаты компенсационного характера, осуществляемые в соответствии с трудовым законодательством.

Распределение фонда оплаты труда

ФОТп(б) = ФОТп(аз) + НВ

где:

85% 15%

ФОТп(б) – базовая часть ФОТп;

ФОТп(аз) – фонд оплаты труда, обеспечивающий оплату аудиторной занятости (проведение уроков);

НВ – сумма доплат за виды внеурочной деятельности учителя.

ФОТп(б) = ФОТп(аз) + НВ + ФОТвн(D),

80% 15% 5%

где:

ФОТп(б) – базовая часть ФОТп;

ФОТп(аз) – фонд оплаты труда, обеспечивающий оплату аудиторной занятости (проведение уроков);

НВ – сумма доплат за виды внеурочной деятельности учителя.

ФОТвн(D) – дополнительный годовой фонд оплаты труда учителей, направляемый на оплату внеурочной деятельности.

Вопрос 17. Обязан ли учитель при переходе на ФГОС пройти повышение квалификации?

Ответ.

Введение ФГОС общего образования – требует учителя иного уровня квалификации, готового к организации образовательного процесса в современной информационно-образовательной среде, обеспечивающего реализацию требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы на основе системно-деятельностного подхода – методологической основы ФГОС.

В условиях перехода на ФГОС учителю целесообразно пройти повышение квалификации по данной проблеме.

На федеральном уровне предполагается разработать программы повышения квалификации, обеспечивающие готовность различных категорий педагогических и административных работников для успешного перехода образовательных учреждений на ФГОС (сентябрь 2010 г.), организовать подготовку тьюторов, обеспечивающих повышение квалификации педагогических работников по проблемам введения Стандартов в субъектах РФ.

Поскольку переход на ФГОС предполагается осуществлять поэтапно, то и повышение квалификации также может быть организовано на протяжении определенного промежутка времени.

 

Вопрос 18. Как обеспечить финансирование создания условий, соответствующих требованиям к кадровым условиям реализации ООП в рамках ФГОС?

Ответ.

Для этого рекомендуется в состав норматива финансирования образовательного учреждения включить расходы на повышение квалификации работников.

Средства на повышение квалификации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений передаются в составе субвенций муниципальным бюджетам в структуре регионального норматива финансирования общеобразовательного учреждения.

Муниципальные бюджеты доводят средства по нормативу до общеобразовательных учреждений, что обеспечивает доведение до общеобразовательных учреждений средств на повышение квалификации педагогических и руководящих работников.

В объёме выделенных в составе норматива средств на повышение квалификации педагогических и руководящих работников общеобразовательные учреждения самостоятельно планируют повышение квалификации педагогических и руководящих работников по утвержденным дополнительным профессиональным образовательным программам в учреждениях, имеющих право на осуществление данного вида деятельности.

Расчет объема средств на повышение квалификации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений для включения в субвенции муниципальным бюджетам осуществляется на региональном уровне и для расчёта объёма средств на эти цели в сметах общеобразовательных учреждений по следующей методике.

Определяется объём средств регионального бюджета на повышение квалификации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений на календарный год по формуле

D=(D1-T)*k,

где:

D – годовой объём средств на повышение квалификации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений на планируемый финансовый год;

D1 – годовой объём средств, предусмотренный в региональном бюджете на повышение квалификации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений в предшествующем планируемому календарному году;

T – централизуемый объём региональных средств на организацию целевого повышения квалификации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений под реализацию задач региональной образовательной политики (значение Т не может быть более 25 процентов от значения D1). Централизуемый объём региональных средств на организацию целевого повышения квалификации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений под реализацию задач региональной образовательной политики распределяется на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством;

k – дефляционный коэффициент или иной повышающий региональный коэффициент (k≥1).

Для расчёта объёма субвенций из регионального бюджета муниципальным бюджетам на повышение квалификации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений формируется норматив финансирования повышения квалификации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений в расчете на одного учащегося общеобразовательных учреждений:

Nпк = ____D___________ ,

p * Ус + Уг

где:

Nпк – норматив финансирования повышения квалификации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений в расчёте на одного учащегося общеобразовательных учреждений;

D – годовой объём средств на повышение квалификации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений на планируемый финансовый год;

p – коэффициент, учитывающий удорожание расходов на повышение квалификации педагогических и руководящих работников учреждений, находящихся в сельской местности (p = Nг/Nс);

Ус – количество сельских учащихся в регионе;

Уг – количество городских учащихся в регионе;

Nc – региональный расчётный подушевой норматив финансирования реализации государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования для сельской местности;

Nг – региональный расчётный подушевой норматив финансирования реализации государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования для городской местности.

Рассчитанный норматив финансирования повышения квалификации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений в расчёте на одного учащегося общеобразовательных учреждений утверждается региональным нормативным актом. Средства регионального бюджета на повышение квалификации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений в расчете на одного учащегося общеобразовательных учреждений передаются местным бюджетам в составе субвенций на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования.

Объём субвенции, передаваемой местному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации, рассчитывается по следующей формуле:

Фгс = (Nс + Nпк* p) * Ус + (Nг+ Nпк) * Уг + Ам

где:

Фгс – объем субвенции, передаваемой местному бюджету из бюджета субъекта РФ на реализацию государственного стандарта;

Nс – региональный расчётный подушевой норматив для сельской местности;

Nг – региональный расчётный подушевой норматив для городской местности;

Nпк – норматив финансирования повышения квалификации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений в расчёте на одного учащегося общеобразовательных учреждений;

p – коэффициент, учитывающий удорожание расходов на повышение квалификации педагогических и руководящих работников учреждений, находящихся в сельской местности (p = Nг/Nс);

Ус – количество сельских учащихся в данном муниципальном образовании;

Уг – количество городских учащихся в данном муниципальном образовании;

Ам – адаптационная надбавка данному муниципальному образованию, устанавливаемая на переходный (адаптационный) период (не более 3 лет с момента перехода на нормативно-подушевое финансирование, см. Модельную методику введения нормативного подушевого финансирования реализации государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования, направленную Минобрнауки России в субъекты Российской Федерации письмом № АФ-213 от 13 сентября 2006 г.), определяемая по формуле:

Ам=Фм - Фнм

где:

Фм – фактические расходы на обеспечение государственных гарантий общедоступного бесплатного общего образования в данном муниципальном образовании в предыдущем финансовом году (году, предшествующему введению НПФ),

Фнм – объем ассигнований по нормативу.

Общеобразовательное учреждение получает средства на обеспечение государственных гарантий общедоступного бесплатного общего образования из местного бюджета, получившего субвенцию на эти цели из регионального бюджета. Объём средств общеобразовательного учреждения рассчитывается по формулам:

Фс = (Nс + Nпк* p) * У*П (для общеобразовательных учреждений расположенных в сельской местности)

Фг = (Nг + Nпк) * У*П (для общеобразовательных учреждений расположенных в городской местности)

где:

Фг – объём расходов общеобразовательного учреждения, расположенного в городской местности на реализацию образовательной программы в соответствии с государственным стандартом общего образования;

Фс – объём расходов общеобразовательного учреждения, расположенного в сельской местности на реализацию образовательной программы в соответствии с государственным стандартом общего образования;

Nс – региональный расчётный подушевой норматив для сельской местности;

Nг – региональный расчётный подушевой норматив для городской местности;

Nпк – норматив финансирования повышения квалификации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений в расчете на одного учащегося общеобразовательных учреждений;

p – коэффициент, учитывающий удорожание расходов на повышения квалификации педагогических и руководящих работников учреждений, находящихся в сельской местности (p = Nг/Nс);

У – число обучающихся в образовательном учреждении;

П – поправочный коэффициент, установленный для данного образовательного учреждения (значение поправочного коэффициента составляет 1,0 и более, см. Модельную методику введения нормативного подушевого финансирования реализации государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования, направленную Минобрнауки России в субъекты Российской Федерации письмом № АФ-213 от 13 сентября 2006 г.)

При формировании смет общеобразовательных учреждений объём средств на повышение квалификации рассчитывается по формулам:

Vпкг=Фг*mг (для городских школ)

Vпкс= Фс*mс (для сельских школ)

где:

Vпкг – объём средств на повышение квалификации педагогических и руководящих работников в городской школе;

Vпкс – объём средств на повышение квалификации педагогических и руководящих работников в сельской школе;

Фг – объём расходов общеобразовательного учреждения, расположенного в городской местности, на реализацию образовательной программы в соответствии с государственным стандартом общего образования;

Фс – объём расходов общеобразовательного учреждения, расположенного в сельской местности, на реализацию образовательной программы в соответствии с государственным стандартом общего образования;

mг – доля средств на повышение квалификации в общем объеме расходов общеобразовательного учреждения, расположенного в городской местности, на реализацию образовательной программы в соответствии с государственным стандартом общего образования (mг = Nпк*У/Фг);

mс – доля средств на повышение квалификации в общем объёме расходов общеобразовательного учреждения, расположенного в сельской местности, на реализацию образовательной программы в соответствии с государственным стандартом общего образования (mс = Nпк*p*У/Фс);

p – коэффициент, учитывающий удорожание расходов на повышение квалификации педагогических и руководящих работников учреждений, находящихся в сельской местности (p = Nг/Nс);

У – число обучающихся в образовательном учреждении.

Расходование средств на повышение квалификации педагогических и руководящих работников общеобразовательного учреждения осуществляется в пределах сметы и прохождение курсов повышения квалификации каждого педагогического и руководящего работника, имеющего основное место работы в данном общеобразовательном учреждении, не реже одного раза в 5 лет в объеме 72 часов.

Прохождение курсов повышения квалификации педагогическим и руководящим работником, имеющим основное место работы в данном общеобразовательном учреждении, чаще чем 1 раз в 5 лет за счёт средств, предусмотренных на эти цели в смете общеобразовательного учреждения, возможно в случае наличия необходимого объёма средств в смете общеобразовательного учреждения при условии, что все педагогические и руководящие работники имеющие основное место работы в данном общеобразовательном учреждении, прошли курсы повышения квалификации за предыдущие четыре года.

Прохождение курсов повышения квалификации педагогическим и руководящим работником, имеющим неосновное место работы в данном общеобразовательном учреждении, за счет средств, предусмотренных на эти цели в смете данного общеобразовательного учреждения, возможно в случае наличия необходимого объёма средств в смете этого общеобразовательного учреждения при условии, что все педагогические и руководящие работники, имеющие основное место работы в данном общеобразовательном учреждении, прошли курсы повышения квалификации за предыдущие четыре года.

 

Вопрос 19. Кто и как будет осуществлять контроль деятельности учителя по реализации требований ФГОС?

Ответ.

Контроль деятельности учителя осуществляется в образовательном учреждении в соответствии с определённой в учреждении системой внутришкольного контроля на основе реализуемой в нём системы оценочной деятельности.

В связи с введением ФГОС система оценочной деятельности и система внутришкольного контроля должны быть переориентированы на оценку качества образования в соответствии с требованиями ФГОС. Более того, это должно быть зафиксировано в основной образовательной программе школы в разделе «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы».

 

Вопрос 20. Изменятся ли процедуры лицензирования и аккредитации образовательных учреждений в связи с введением ФГОС? И если изменятся, то в чём?

Ответ.

Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Так как в соответствии с п. 9 ст. 33 Закона РФ «Об образовании» предметом и содержанием экспертизы, проводимой при лицензировании образовательной деятельности, является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащённости учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов, то прослеживается прямая взаимосвязь между федеральным государственным образовательным стандартом и государственными требованиями, которые предъявляются к образовательным учреждениям и организациям при проведении процедуры лицензирования. Сама процедура лицензирования на данном этапе не подвержена изменениям и состоит из этапов, закрепленных Положением о лицензировании образовательной деятельности, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 года № 277, но предмет и содержание экспертизы, проводимой лицензирующими органами, определяются требованиями, зафиксированными в ФГОС.

Процедура аккредитации образовательных учреждений не будет изменена. В соответствии с п. 18 ст. 33 Закона Российской Федерации «Об образовании» государственная аккредитация образовательного учреждения включает в себя экспертизу соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательного учреждения федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, а также показателей деятельности образовательного учреждения, которые необходимы для определения его вида. Перечень показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его вида и категории, и показателей деятельности его филиалов утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Исходя из этого ФГОС становится определяющим нормативно-правовым актом при проведении экспертиз в ходе государственной аккредитации образовательных учреждений. В этом контексте особую актуальность при государственной аккредитации образовательных учреждений имеют требования к результатам освоения основной образовательной программы. Аккредитационные органы при проведении процедуры государственной аккредитации обязаны руководствоваться ФГОС и принимать решения о государственной аккредитации образовательных учреждений в соответствии с ним. Таким образом, ФГОС становится основным нормативно-правовым актом, в соответствии с которым предъявляются требования при предоставлении государственных услуг по лицензированию образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений.

 


[1] Данная программа разрабатывается при организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья

[2] К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансированиярасходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов)(пункт 6.1 статьи 29 Закона Российской Федерации «Об образовании»)

География поставок